Даже не зная значения английского термина «Soft Skills» все родители еще до рождения ребенка мечтают, чтобы он был успешным. Но мало кто конкретно задумывается, что для этого нужно сделать. А когда малыш появляется на свет, вся семья, включая бабушек и дедушек, умиленно считает, что нужно продлить детство, что учиться самостоятельности рано и т.д.
Случаются и противоположные крайности: образованные родители начинают «прокачивать таланты» ребенка с первых дней жизни, не обращая внимания на его протесты и не задумываясь, чем они вызваны и чем обернется в итоге такое развитие.
Лучше рано, чем поздно!
Специалисты уже давно отмечают одну закономерность: «ботанам», несмотря на отличные оценки в школе и объем усвоенных знаний, не всегда удается добиться успеха. В отличие от троечников, доставлявшим немало хлопот родителям и учителям чересчур высокой активностью, креативным мышлением и умением организовать коллектив.
Из этого следует, что старания в учебе мало помогают встроиться в социум, если нет «Soft Skills» («гибких навыков») и умения применить теорию на практике. Ведь работодателя мало интересуют оценки в дипломе, если сотрудник не сработался с коллективом, не умеет самоорганизовываться, не проявляет творческую инициативу в рабочем процессе и его присутствие на рабочем месте вообще мало заметно.
Люди, сосредоточенные на себе, при всей своей эрудированности, не приносят, с точки зрения работодателя, ожидаемой рентабельности. Кроме того, интроверты, из-за слишком глубокой погруженности в собственный внутренний мир, в котором они, может быть, даже совершают великие открытия, бывают рассеянными и невнимательными, что тоже не способствует карьерному росту.
Впрочем, без «гибких навыков» трудно продвигаться по жизни и экстравертам. Людям со способностью «зажечь» и повести за собой коллектив тоже необходимо с раннего возраста развивать «Soft Skills», чтобы научиться терпению, усидчивости, целеустремленности, способности видеть цель и настойчиво добиваться ее реализации.
Формирование «мягких навыков» необходимо начинать как можно раньше. В сущности, пунктуальность, ответственность, самоорганизация и коммуникативность – это те качества, которые прививаются в семье с рождения. И начинаются хорошие привычки с банального режима дня, раскладывании игрушек по местам по окончании игры, умения ладить с другими детьми на дворовой площадке или в детском саду. Понятно, что взрослым хочется проявлять любовь к малышу – одевать и застегивать рубашку до 10 лет, а иногда и дольше, убирать в детской комнате, подавать завтрак в постель и потакать любым капризам. Но настоящая любовь к ребенку, как говорят в народе, должна быть не в сердце, а в голове.
Как развивать Soft Skills у самых маленьких?
Малыши активны и всегда готовы к постоянному усвоению любой информации, если она подается на доступном языке, наглядных примерах, в игре. Это только взрослым кажется, что ребенок не поймет, почему день сменяет ночь, «как делают минеральную воду», откуда берется гроза и т.д. Любопытство маленького почемучки нужно удовлетворять немедленно и по максимуму, «здесь и сейчас». Ни в коем случае нельзя ссылаться на свою занятость, говорить, что еще маленький и т.д. Такие ответы взрослых «убивают» интерес к знаниям вообще, и вдобавок формируют отрицательный эмоциональный фон – ребенок подсознательно усваивает, что можно игнорировать других людей, ставить на первый план собственные желания и интересы. При этом разрушается контакт с самыми близкими людьми, а на будущее закладывается «фундамент равнодушия» – нежелание
Рассказывать нужно кратко, но ярко, помня об эмоциональном восприятии окружающего мира у малышей и о том, что они не умеют задерживать внимание на объекте слишком долго: трехлетний ребенок способен проявлять усидчивость в течение 7-10 минут, а в 5 лет нужно делать паузы между развивающими занятиями через каждые 15-20 минут. Можно дать ребенку отдохнуть и поиграть самостоятельно несколько минут или сменить вид деятельности. Хорошо, если занятия, требующие сосредоточенности и усидчивости, чередуются с активными играми – малышам необходим выход энергии. От взрослых требуется терпение и чуткость, чтобы улавливать моменты, когда ребенок слушает, и когда его внимание переключается на другие объекты.
Сложную для восприятия информацию нужно подавать в доступной и интересной форме. К примеру, чтобы объяснить, «как делается минеральная вода» нужно продемонстрировать, как растворяется в стакане соль, сахар, другие вещества (безопасные!), и как они изменяют свойства воды; как движется вода в атмосфере, и как она попадает под землю (опыт с кипящим чайником, морозильной камерой, цветочным горшком). Наиболее сложная информация ребенком запомнится не сразу, но яркая демонстрация примеров и личное участие малыша в практических занятиях, обязательно всплывут в памяти в нужный момент и дадут необходимый толчок для дальнейшего развития творческого мышления, интеллекта, логики и т.п. Именно эти навыки и называют «Soft Skills».
Первый опыт общения дети приобретают в семье. Любое невнимание (неуважение) к ребенку, как к личности, формирует у него отрицательную модель поведения в будущем. «Гибкие навыки», в том числе, предполагают умение находить общий язык с другими людьми. А неблагожелательная атмосфера, конфликты и прочие неблаговидные поступки взрослых в ближайшем окружении малыша и в его присутствии – плохой сценарий для развития коммуникативных способностей ребенка.
Можно и нужно расширять простор для детского воображения, прибегать к помощи различных кружков и секций, где появляется возможность попрактиковаться в общении со сверстниками и педагогами, проявить себя и почувствовать оценку окружающих (а не только любящих родителей). Для ребенка легче, если он приобретет подобный опыт в дошкольном возрасте: это снизит и сгладит эмоциональную нагрузку в школьном коллективе, когда он станет посещать уроки, на которых родители не смогут оказать свою поддержку.
«Разбор полетов» после возможных конфликтов с другими детьми, на детской площадке или в группе детского сада, тоже необходим. Но при этом не стоит сразу и безоговорочно принимать сторону малыша – это отличный повод научить ребенка ставить себя на место других людей, видеть и оценивать себя со стороны, договариваться и находить оптимальный выход из неприятных ситуаций. Не следует также забывать, что любая нотация о некрасивом поведении малыша не будет иметь никакого смысла без личного примера родителей (дети неосознанно копируют даже мимику и жесты близких еще в грудном возрасте, а потом это становится их привычкой на всю жизнь).
Отличный способ развития малыша – обучающие и развивающие игры/видео. Мультфильмы на образовательных каналах для самых маленьких – по физике, химии, географии, биологии, английскому языку, математике и даже по правилам дорожного движения, помогут ребенку быстрее и легче освоить стремительно нарастающий объем информации, подготовиться ко взрослой жизни.
Раннее развитие у детей «Soft Skills» – не что иное, как проявление каждодневной заботы о будущем малыша, его профессиональной востребованности и карьерном успехе, моральной удовлетворенности собой, духовно-нравственной целостности. Собственно, не имеет значения, как называются элементы развития и воспитания в современной терминологии с западным акцентом – они существовали и будут востребованы всегда, когда речь идет о гармонично развитой личности.