Ваш город:

Билет в будущее под микроскопом

28 окт. 2019 г.
0
706

Статистические данные, полученные в ходе недавних исследований, ошеломляют: лишь 27% трудоспособных россиян работают по специальности, полученной в ВУЗе, колледже или техникуме. Причины, по которым молодые люди получают дипломы по одной профессии, а потом кардинально изменяют решение, самые разные.

Билет в будущее под микроскопом

При этом подавляющее большинство респондентов свой неудачный выбор направления обучения связывают с недостаточным количеством профориентационных мероприятий в школьные годы. Ведь первое представление о профессиях дети получают в школе, и именно в этом возрасте формируются предпочтения к тому или другому виду деятельности. Насколько выбор ребенка станет осознанным и соразмерным с его личными способностями и желаниями, зависит от взрослых – педагогов, членов семьи.

Поскольку кадровая политика является одной из важнейших составляющих экономического развития для любого государства, в нашей стране проблемы профориентации школьников в последние годы подняли на самый высокий уровень. Российские чиновники наконец-то согласились с тем, что нерациональное расходование средств на обучение молодого специалиста, из бюджета родителей или государства, не лучшим образом отражается на показателях экономического роста всей страны. Еще сложнее планировать развитие производства, когда молодые люди, получив образование, тут же меняют профессию.

"Сломать" сложившуюся ситуацию специалисты рассчитывают с помощью таких профориентационных проектов как "Билет в будущее", который разработан для учеников 6-11 классов.

Проблемы профориентации: ретроспектива и перспектива

В разные годы существования российской системы образования вопросам профориентации школьников уделялось много внимания. В советский период сталинская крылатая фраза «Кадры решают все!», как наглядная агитация, была увековечена на плакатах у парадного входа на крупных предприятиях, куда школьников приводили на экскурсии. В школах обязательной частью внеклассной работы учителя было проведение утренников на тему «Где работать мне тогда, чем мне заниматься»?

Наиболее серьезная часть подготовки проводилась для старшеклассников в виде занятий в учебно-производственных комбинатах, где учащиеся имели доступ к практическому освоению одной из выбранных специальностей. Но, даже если молодой человек ошибался в выборе профессии, то, все равно, забота о его трудоустройстве лежала на плечах государства.

Затем, в период долгого кризиса 90-х годов, когда система образования, как и государство, оказались на грани разрушения, вопросы профориентации были отодвинуты на задний план, как и вся воспитательная работа в школе. Результат этой заброшенности – удручающая статистика в настоящее время: молодые люди поступают в ВУЗы, отдавая дань престижности высшего образования. При этом они зачастую совершенно не задумываются заранее о практическом применении знаний.

Переход к рыночной экономике разрушил плановую систему формирования рынка труда, и выпускники ВУЗов оказались один на один с проблемой трудоустройства. В особенности трудности испытывают те, кто получил «модное образование» на платной основе, но остался невостребованным специалистом:

  • либо из-за перенасыщения рынка труда специалистами «престижной» профессии;
  • либо из-за несоответствия качества знаний требованиям работодателей.

Однако молодых людей из 90-х можно понять: их просто не научили стратегии выбора будущей профессии, оценке перспективы.

Как урегулировать запрос на профессию с возможностями рынка труда?

Причины дезориентации при выборе профессии – очень отдаленное представление школьников о профессии и неспособность к принятию самостоятельных решений. Как правило, выбор ВУЗа или колледжа определяется следующими критериями:

  • Влияние родителей или ближайшего окружения без учета способностей и интересов ребенка;
  • Учебное заведение выбирается по удобству месторасположения;
  • По направлению обучения, которое является градообразующим в месте проживания;
  • Престижности и популярности будущей профессии с точки зрения родителей или общественного мнения;
  • Размеру оплаты за обучение или невысокому конкурсу на бюджетные места.

Все перечисленные критерии, безусловно, имеют значение. Но, как минимум, при выборе будущей профессии во главу угла нужно ставить более значимые факторы:

  • Собственный интерес к профессии, и без этого – никак;
  • Перспектива трудоустройства, как гарантия стабильности доходов и карьерного роста;
  • Возможность найти применение своим знаниям в случае смены места жительства, перехода на работу в смежную отрасль, удаленного трудоустройства по личным или семейным обстоятельствам и т.д.;
  • Многие профессии устаревают или переходят на качественно новый уровень, а некоторые из них скоро исчезнут вовсе.

Это нужно принять во внимание, в первую очередь, родителям, чтобы помочь школьнику правильно построить планы на будущее, не оказывая давления на выбор ребенка. Перед школой тоже стоят серьезные задачи:

  • Развитие умения принимать самостоятельные решения;
  • Определение индивидуальных способностей учеников и их дальнейшее развитие;
  • Подбор индивидуальных программ обучения в соответствии с запросом ребенка и перспективами дальнейшего обучения в ВУЗе.

Практическое ознакомление с профессиями в школе организовать технически сложно. Поэтому возникла необходимость в создании проекта, открывающего перед школьниками возможность познакомиться с востребованными профессиями поближе.

«Билет в будущее» - выбор без разочарования

Известно, что наибольший интерес у детей вызывает не яркая картинка и рассказ, а возможность «прикоснуться руками» к будущей профессии и примерить ее на себя. Проект «Билет в будущее» придуман и создан именно по такому принципу. Новая концепция профориентационной работы открывает детям доступ к ресурсам, где профессию можно попробовать. Это:

  • Колледжи;
  • Университеты;
  • Детские технопарки «Кванториум»;
  • Образовательный центр «Сириус»;
  • Оборудованные площадки предприятий.

Ожидается, что проект привлечет внимание не только образовательных организаций, но и крупных компаний, которые тоже заинтересованы в воспитании квалифицированных кадров. Уже в этом учебном году дети смогут записаться на профессиональные пробы и проверить, насколько представления о той или иной профессии совпадают с их желанием освоить ее и работать после обучения. В списке возможностей – современные, востребованные профессии, с прицелом на будущее.

Тестирование для выявления направления профессионального развития и роста можно пройти в режиме он-лайн на одноименном сайте, где предложены следующие кейсы компетенций:

  • Сервис и туристический бизнес;
  • Транспорт, логистика;
  • Строительство и умный город;
  • Дизайн и моделирование;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Новые материалы и промышленность;
  • Космос и инженерия;
  • Энергетика;
  • Сельское хозяйство, природопользование;
  • Здоровье.

Проект «Билет в будущее» запущен в тестовом режиме в 46 регионах. В следующем году он начинает работать во всех регионах России. Важно, что в рамках проекта запланирована и подготовка наставников – они помогут школьникам в выборе и дадут необходимые рекомендации: какие школьные дисциплины необходимо «подтянуть» для поступления в ВУЗ, какими дополнительными навыками следует овладеть.

Возглавляет работу проекта Союз «Молодые профессионалы», при поддержке Министерства просвещения РФ.

Источники изображений: http://school44.tomsk.ru, https://gazeta-pedagogov.ru, https://family.by, http://www.srcn1-tula.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
11
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
39
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1019
Оставить свой комментарий

Ваш город: