В свете последних экономических преобразований современный рынок труда заметно преобразился. Поэтому появилась потребность в специалистах, которые не просто оформляют людей на работу, но и подбирают наиболее подходящих сотрудников, а также способствуют их эффективной работе. Тут-то и появились HR-специалисты ("эйчеры"), которые в отличие от обычных "кадровиков" имеют более широкий круг обязанностей, о которых мы сегодня и поговорим.
            
                    Каждый человек при устройстве на работу проходит через такую инстанцию, как отдел кадров. С советских времен "кадровики" занимались заполнением трудовых книжек, ведением личных дел, написанием должностных инструкций, выдачей пропусков и пр. Такому специалисту достаточно было разбираться в трудовом законодательстве и делопроизводстве, при этом о поиске и привлечении кадров речи не шло.
Однако в свете последних экономических преобразований современный рынок труда заметно преобразился, из-за чего во многих организациях изменилась система управления персоналом. Поэтому появилась потребность в специалистах, которые не просто оформляют людей на работу, но и подбирают наиболее подходящих сотрудников, а также способствуют их эффективной работе.
Тут-то и появились HR-специалисты ("эйчеры"), которые в отличие от обычных "кадровиков" имеют более широкий круг обязанностей, о которых мы сегодня и поговорим.
Кто такой HR-специалист?
            
                    Аббревиатура "HR" расшифровывается как "human resources", то есть "человеческие ресурсы". Таким образом, можно понять что, HR-специалист – это сотрудник компании, в целом отвечающий за кадровые ресурсы предприятия: формирование кадрового состава, его развитие и мотивацию.
Становление этой профессии началось в первые десятилетия XX века, когда американские специалисты обратили внимание на значимость человеческого фактора в развитии бизнеса. Со временем появилось отдельное направление, рассматривающее методы эффективной организации труда и мотивации сотрудников. Постепенно этот подход развивался и оказывал значительное влияние на взгляды относительно управления компании. Уже к 70-м годам сложилась общая концепция управления персоналом, и стали появляться полноценные специалисты по HR.
К нам зарубежные тенденции по управлению персоналом пришли после перестройки, когда в России начали работать иностранные компании.
Современный HR-специалист может выполнять широкий спектр обязанностей:
- поиск, подбор и оценка персонала;
 - выбор кадровой политики для эффективного использования персонала;
 - обеспечение укомплектования организации работниками необходимых профессий;
 - организация адаптации новых сотрудников;
 - организация обучения и повышения квалификации персонала;
 - отслеживание социально-психологического микроклимата в коллективе;
 - организация кадрового учета и ведение/курирование кадрового делопроизводства;
 - проведение аттестации сотрудников;
 - развитие и обучение персонала;
 - разработка системы поощрений и взысканий для сотрудников.
 
Положительный результат деятельности "эйчера" выражается в достаточной обеспеченности организации квалифицированными и ответственными специалистами, имеющими высокую мотивацию к работе. Кроме того, усилия данного специалиста помогают свести к минимуму текучку кадров благодаря созданию благоприятного климата и обеспечению сотрудников комфортными условиями труда, что в наше время является сложной задачей.
Сегодня специалисты такого профиля востребованы в обучающих центрах, кадровых агентствах и организациях любого профиля.
Какими качествами должен обладать HR-специалист?
            
                    Современному специалисту по кадрам на предприятии необходимо обладать следующими знаниями и умениями:
- владение методами управления персоналом;
 - владение современными методами оценки персонала;
 - знание основ делопроизводства;
 - знание принципов управления бизнесом;
 - знание трудового законодательства;
 - знание этики делового общения;
 - основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
 - понимание основ социологии и психологии управления;
 - уверенное владение ПК (работа с программами по учету кадров на предприятии);
 - умение оценить компетентность кандидата;
 - умение планирования своей работы;
 - умение работать с тестовыми материалами;
 - умение разрешать конфликтные ситуации.
 
Качественно выполнять свою работу HR-специалисту помогут такие личностные качества, как:
- активная жизненная позиция;
 - беспристрастность;
 - коммуникативность;
 - лидерские качества;
 - личная мотивация;
 - ответственность;
 - стрессоустойчивость и способность управлять своими эмоциями;
 - терпеливость;
 - умение работать в команде и управлять конфликтами.
 
HR-специалист должен быть не просто человеком, которого нужно убедить, что вы подходящий кандидат на определенную должность, но и тем, кто будет опорой для всех принятых на работу сотрудников.
Преимущества профессии HR-специалист
Исходя из перечня профессиональных качеств и должностных обязанностей HR-специалиста, можно сделать вывод, что "эйчер" должен обладать и юридическими, и экономическими, и психологическими знаниями. А всестороннее развитие полезно всегда, как на работе, так и в личной жизни.
Каждый предприниматель хорошо знает, что "Кадры решают все!", поэтому наличие специалиста, который сможет эффективно с ними работать, сегодня очень кстати. Поэтому спрос на толковых HR-специалистов с каждым годом неуклонно растет, а сама профессия относится к категории профессий будущего.
Хорошие HR-специалисты не только востребованы, но и имеют неплохие доходы. В зависимости от опыта работы и количества подопечного персонала, их зарплата может варьироваться от 10 000 до 100 000 рублей.
Нельзя не сказать и о том, что кадровики пользуются уважением среди сотрудников компании. Их ценит и руководство, конечно, при условии, что "эйчер" приносит реальную пользу, а не выполняет работу обычного кадровика советских времен.
Недостатки профессии HR-специалист
            
                    Ежедневное взаимодействие с людьми требует от "эйчера" больших энергетических затрат, терпения и стрессоустойчивости. Постоянное напряжение приводит к неврозам и депрессии, что сказывается не только на общем самочувствии специалиста, но и снижает эффективность работы HR-специалиста. А ведь нередко нужно уделять внимание еще и бумажной волоките…
Стоит помнить и о том, что на данном специалисте лежит большая ответственность за работу с человеческим ресурсом. Именно от того, как будет сформирован коллектив, во многом зависит дальнейший успех компании, а значит, и отвечать за эффективность работы всех сотрудников будет HR-специалист.
Иногда нужно разрываться между потребностями персонала и лояльностью руководства. Типичный пример: "эйчер" видит необходимость стимулирования сотрудников, а начальник заявляет, что средств на это нет.
Где можно получить профессию HR-специалист?

Для получения должности HR-специалист не обойтись без получения высшего профессионального образования по следующим направлениям:
- Психология служебной деятельности (СПбГУ, БГТУ ВОЕНМЕХ им. Устинова, КГУ, БашГУ);
 - Управление персоналом организации и государственной службы (МИСиС, МГУПС (МИИТ), МАДИ и др.);
 - Аудит и контроллинг персонала (ДВФУ);
 - Управление человеческими ресурсами (МГЭУ, СПбГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Университет Синергия и др.);
 - Психология управления (РЭУ им. Г.В. Плеханова, Университет Лобачевского).
 
[38.03.02] Менеджмент
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 20 500 000,00 ₽ | 
[38.03.03] Управление персоналом
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 20 500 000,00 ₽ | 
[38.03.02] Менеджмент
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Очная | 598 000,00 ₽ | 
[11.03.02] Инфокоммуникационные технологии и системы связи
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 260 000,00 ₽ | 
[38.03.02] Менеджмент
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 400 000,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Очная | 420 000,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Очная | 420 000,00 ₽ | 
[38.03.02] Менеджмент
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 400 000,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Очная | 182 000,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ | 
[38.03.03] Управление персоналом
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 325 000,00 ₽ | 
[38.03.02] Менеджмент
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ | 
[38.03.02] Менеджмент
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Заочная | 105 000,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Очно-заочная | 115 000,00 ₽ | 
[38.03.03] Управление персоналом
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 270 000,00 ₽ | 
[38.03.02] Менеджмент
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 340 000,00 ₽ | 
[38.03.02] Менеджмент
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 324 000,00 ₽ | 
[38.03.03] Управление персоналом
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 260 000,00 ₽ | 
[38.03.02] Менеджмент
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Заочная | 123 750,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Очная | 315 000,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Очно-заочная | 130 000,00 ₽ | 
[38.04.02] Менеджмент
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Очная | 220 000,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Заочная | 105 000,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Очно-заочная | 100 000,00 ₽ | 
[38.03.02] Менеджмент
| Тип | Форма | Стоимость | 
|---|---|---|
| Бакалавриат | Заочная | 88 700,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Очная | 291 800,00 ₽ | 
| Бакалавриат | Очно-заочная | 92 800,00 ₽ |