В России завершается создание единого образовательного пространства на основе принятой в мае 2016 года примерной программы для общего среднего образования. С сентября прошлого года в школьную программу внесли соответствующие нововведения, которые прокомментировала Людмила Бокова, замглавы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству.
По словам главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой, ключевым элементом этого процесса стали новые ФГОС, часть из которых ещё находится в стадии разработки. Наполнение их содержания планируется завершить до конца 2017 года, после чего начнётся реформирование школьной программы образования по основным дисциплинам.
В ходе текущих изменений ведомство придерживается направления, целью которого является развитие уникальной личности, владеющей соответствующими компетенциями и компетентностями. Для этого основной упор был сделан на качество и форму итоговой госаттестации (ГИА), в том числе путём исключения тестовой части по ряду дисциплин. Кроме того, в пилотном режиме проводится апробация устной части экзамена по русскому языку, а в 9-х классах ввели пилотный урок «Устная речь».
По словам Л. Боковой, данные новшества направлены не только на проверку уровня грамотности обучающихся, но также и на развитие у них умения формулировать и излагать свои мысли. Без этого невозможно развивать коммуникативные навыки и достичь социализации и успешного карьерного роста.
Член Совета Федерации отметила, что согласна с мнением главы Рособрнадзора Сергеем Кравцовым относительно того, что поспешных решений стоит избегать, так как учащимся и учителям трудно быстро подстраиваться под регулярные новшества в механизме проведения ГИА и ЕГЭ. Для этого необходим этап апробации в отдельных образовательных учреждениях.
Л. Бокова подчеркнула, что возможность введения обязательного экзамена по истории рассматривается в течение уже нескольких лет, и она это предложение поддерживает, так как считает необходимым для каждого человека обладать знаниями о событиях, происходивших в родной стране.
Однако она пояснила, что упор необходимо делать не на заучивание дат и исторических фактов, а на выработку у школьников умения понимать суть происходивших в прошлом процессов. Знание истории она назвала неотъемлемой частью патриотического воспитания и сохранения единого отечественного культурно-исторического пространства.
Полезным шагом Л. Бокова назвала и возрождение норм ГТО, которые будут оказывать влияние на оценку по физкультуре, если обучающийся решит их сдавать. Любую отметку можно будет получить и выполняя только лишь программные требования. Сенатор полагает, что подобная вариативность будет способствовать повышению интереса школьников к данной дисциплине.
Принципиально важным шагом Л. Бокова считает замену в школьной программе занятий по материальной технологии уроками по робототехнике. Текущий формат уроков труда является устаревшим и не отвечает требованиям современного мира. Однако для этого потребуется подготовка достаточного количества специалистов и оборудования, в то время как материально-техническая база некоторых школ на сегодняшний день остаётся бедной. Особенно это касается школ в сельской местности.
Л. Бокова выразила надежду, что новые ФГОС позволят ускорить создание общих для всех образовательных учреждений условий, которые обеспечат учащимся равные возможности для получения образования.
Фото взято с сайта https://deadline.media.